Кухня «Смешариков»: как обеспечивается качество мультфильма

В двух словах
11 июня 2024 года на форуме «Яркие краски креативных индустрий» (ЯККИ) были представлены результаты необычного проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив (ПФКИ). В центре внимания ЯККИ — поиск подходов к оценке творческих инициатив в разных сферах культуры. Представляем одного из участников ЯККИ — проект «Азбука дружбы народов со Смешариками».
Цель

В 2022 году создатели известного мультсериала «Смешарики» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализовали проект «Азбука дружбы народов со Смешариками». Организаторы хотели повысить социальную грамотность, ответственность и общий образовательный уровень у детей дошкольного и школьного возраста в различных сферах жизнедеятельности.

Для этого было задумано разобрать на примерах с любимыми героями знания о многонациональности и культурных особенностях народностей России.

Формирование личности гражданина начинается в детстве, поэтому основной аудиторией проекта стали дети в возрасте 4–13 лет и их родители. Создатели «Азбуки дружбы народов со Смешариками» отмечают: чтобы научить детей чему-либо, их нужно увлечь, заинтересовать и постараться удержать их внимание как можно дольше. При наличии огромного выбора самого разного контента, с которым современные дети сталкиваются в Сети, сделать это особенно непросто. Большим подспорьем в таком деле является современная и красочная анимация, а также уже хорошо знакомые и любимые персонажи. 

Реализация замысла

В рамках проекта был создан анимационный проект из семи трехминутных серий, которые по мере готовности размещались на канале TVSmeshariki (YouTube), а также в группах в соцсетях «ВКонтакте» (https://vk.com/smeshariki) и «Одноклассники» (https://ok.ru/smeshariki). 

Эксперты проекта «Яркие краски креативных индустрий» отметили, что работа команды  мультсериала «Смешарики»  интересна скрупулезным и хорошо отстроенным алгоритмом обеспечения качества контента. 


  • Отбор тем и регионов для создания сценариев. На этом этапе в команду привлекли консультанта Ольгу Анатольевну Ботякову, этнографа, культуролога, историка, заслуженного работника культуры РФ. Сложно было отобрать из огромного массива самобытных вариантов регионов с их увлекательными обычаями и традициями только шесть (еще одна серия — вводная).

  • Создание сценариев. На этом этапе эксперты работают в связке с консультантом, сценарным редактором и художественным руководителем.

  • Разработка режиссерского проекта, который опять проходит в тесном сотрудничестве с консультантами. Среди них были сотрудники краеведческих музеев, которые оценивали массу нюансов, в частности оттенок цвета орнамента.

  • Создание анимации и параллельная работа актеров, озвучивающих истории.

  • Общий редакционный контроль со стороны создатели мультсериала «Смешарики».

  • Контрольный просмотр детьми (!). Опыт показал, что ребята не всегда реагируют на истории так, планировали создатели, исправления иногда вносили в практически готовые серии…

Проект отличают внедрение элементов оценки качества на каждом этапе творчества и применение разных точек зрения. Это вызывает уважение к подходам команды проекта и во многом объясняет, почему «Смешарики» стали таким известным и любимым анимационным сериалом в России и за её пределами.  

Результаты

В первые месяцы объем детской аудитории проекта превысил 5 млн человек, еще 700 тысяч просмотров добавили взрослые. На сегодня зрителей стало уже более 7 млн. Общий охват в СМИ — более 50 млн человек. 

Долгосрочным эффектом стало большое внимание к «Азбуке дружбы народов со Смешариками» со стороны учителей, краеведов и родителей. Десятки мероприятий используют серии для показа офлайн. Профессиональное сообщество тоже оценило проект — «Азбука дружбы народов со Смешариками» стала финалистом премии Russian Creative Awards (2022).