Как оценить стихию: эксперты анализируют результаты и перспективы первоуральского фестиваля «Стихия металла»

В двух словах
Проект «Стихия металла», который проводился в 2022 году в Первоуральске силами местных активистов и волонтеров под эгидой благотворительного фонда «Первоуральск-21 век» и при грантовом содействии ПФКИ, стал уникальным опытом развития профессиональной и локальной идентичности. Его уникальность — в специфике самой локации: металлургический моногород, где большая часть населения прямо или косвенно связана с отраслью и системообразующими промышленными гигантами, работающими в регионе.

Ответить на вопрос, насколько успешной оказалась эта попытка, смогли эксперты Всероссийского форума «Яркие краски креативных индустрий (ЯККИ)», действующего при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). ЯККИ реализует проект оценки творческих инициатив в разных сферах культуры и призван объединить аналитические и инструментальные подходы, создать библиотеки кейсов и инструментария, которые дадут возможность получить объективное представление о ценности произведения и его оригинальности. 

«Стихия металла» вошла в число 12 отобранных для анализа различных творческих инициатив (из которых оцениваются 8) как модель, на основе которой можно отработать оценку подобных региональных инициатив и помочь грантодателям и инициаторам планировать их непосредственное и отдаленное воздействие на общество.

Проект изначально ориентировался на местную молодежь (люди до 35 лет),  включал целый комплекс культурных, краеведческих и деловых мероприятий, выставки, туристические походы и ярмарки, и преследовал несколько целей, ближних и отдаленных:

✓ организовать условия для творческого и культурного взаимодействия студентов и молодежи, занятой на металлургическом производстве; 

✓ создать точку притяжения для регионального и всероссийского промышленного туризма, повысить интерес к культурно-историческому наследию Урала;

✓ инициировать информационный поток через сообщения об активностях региональных промышленных предприятий, повысить престиж отраслевых профессий.

В России, где исторически развитие промышленности идет вокруг локальных кластеров, такой опыт может стать очень полезным для оживления моногородов, в которых ощутима проблема оттока перспективной молодежи. Поэтому выработка удобных и объективных инструментов оценки результатов фестиваля в Первоуральске поможет масштабировать практику на креативные мероприятия в других регионах, понять потенциал и найти способы оптимальной поддержки.  

Практическое решение было предложено ключевым контент-партнером проекта ЯККИ, АНО «Эволюция и Филантропия» (ЭиФ, экспертной НКО в области планирования и анализа социальных и социокультурных эффектов): команда социологов и оценщиков создали методику оценки проекта. Она позволила:

✓ оценить общую успешность фестиваля в свете поставленных задач;

✓ выявить и изучить социокультурные результаты, в том числе — незапланированные;

✓ обнаружить перспективы развития проекта и сформулировать рекомендации  по масштабированию проекта в будущем;

✓ создать набор инструментов мониторинга и оценки, адаптированный к подобному типу проектов. 

Исследователи оценивали достижение результатов, собирая данные опросов у двух целевых групп. Во-первых, непосредственных участников фестиваля, молодых металлургов, которые заполнили онлайн-анкету и прошли полуструктурированное (с опорными вопросами и свободным общением) интервью. Во-вторых — людей, которые были наставниками на проектах: с ними также проводились полуструктурированные интервью.  

«При оценке таких мероприятий в первую очередь нужно определиться, что мы сами будем считать результатом, хорошим результатом, положительным, эффективным у проекта, ранжируя цели, — объясняет социолог АНО «Эволюция и Филантропия», Екатерина Богомолова. — И, отталкиваясь от этого, выделить темы, на которые мы хотим пообщаться с нашими благополучателями, а затем выстроить их в определенном логическом порядке. Для нас важно было узнать, в чем заключались плюсы участия, какие навыки социокультурного проектирования они получили на фестивале, полезными ли они оказались и применяются ли после завершения мероприятия».

Анкеты обратной связи были получены от 26 молодых людей (около трети активных участников фестиваля), а еще 9 участников и 5 их наставников дали интервью.

Эксперт отмечает, что оценки, которые дали респонденты, имеют определенные ограничения: они ретроспективны, поскольку оценка проводилась через два года после окончания проекта, и субъективны, хотя это ограничение отчасти удалось преодолеть, сопоставляя ответы молодых металлургов и их наставников. В будущем при проведении анализа необходимо подключать сравнения до и после мероприятий проекта, разработать и использовать шкалы, которые позволят точнее “оцифровать” прирост навыков или степень удовлетворения культурных потребностей. 

В целом, оценка команды ЯККИ показала, что такого рода региональные события, вовлекающие крупные социальные группы, способны формировать горизонтальные общественные связи и создавать активно работающие сообщества.

«Мы сформулировали цепочку социальных результатов, — говорит Татьяна Арчакова, директор АНО "Дирижабль“, эксперт-консультант АНО “Эволюция и Филантропия”. — И постарались ответить на вопрос, в какой мере были достигнуты цели. Оказалось, что появились новые живые ростки совместных проектов, то есть, фестиваль „Стихия металла“ стал работающим стимулом для культурного объединения молодых металлургов. Они освоили навыки социального проектирования и почувствовали свой вклад в развитие города, сформировали профессиональное сообщество заинтересованных в развитии территории, а для жителей города фестивальная часть проекта помогла познакомиться с местной историей, культурой и способствовала развитию локальной идентичности».

Результаты фестиваля «Стихия металла» в части создания горизонтальных социальных связей

Эксперт пояснила, что исследование выделило три типа социокультурных эффектов, на которые можно ориентироваться при дальнейшем применении опыта и инструментария, полученного при работе со «Стихией металла»:

✓ краткосрочные, демонстрирующие что изменилось буквально сразу после проекта; 

✓ среднесрочные — изменения, для которых потребовалось какое-то время;

✓ долгосрочные — возникшие через два года после окончания проекта, которые мы не могли увидеть раньше из-за кумулятивного эффекта и синергии промежуточных результатов.

Исследование показало, что наряду с планируемыми эффектами (создание горизонтальных связей, формирование сообществ, повышение известности профессии) был достигнут незапланированный социальный результат — молодые участники продемонстрировали развитие локальной идентичности (изначально этот результат планировался только для целевой группы жителей города), что необходимо учитывать при оценке подобных творческих инициатив. 

В подобных проектах, где авторы творческих проектов приобретают навыки и активно включаются в социальное проектирование, можно еще больше усилить это вовлечение, делать их соавторами оценки, совместно обсуждать вопросы, на которые было бы интересно ответить. И здесь открывается еще одна возможность для благотворителей и благополучателей прогнозировать и влиять на предполагаемый результат культурной инициативы.