
Суть
Чеховский книжный фестиваль проводится в Таганроге с 2007 года. Это один из редких и устойчивых долгожителей в фестивальном движении страны.
Внутри фестиваля очень много разных форматов.
Есть программа, ориентированная на жителей города: от самых маленьких детей до взрослых, интересующихся историей литературы, современными авторами. Фестиваль предлагает встречи с историками и писателями, театральные постановки и выставки.
А для профессиональной публики, специалистов в области культуры и литературы — семинары, мастер-классы, встречи с важными спикерами, которые известны нам обычно по крупным московским или санкт-петербургским книжным фестивалям и ярмаркам.
В какой-то момент важной частью фестиваля стала книжная ярмарка…
Цели
По словам Натальи Сергиевской, генерального директора Фонда «Будущее время», эксперта-консультанта АНО «Эволюция и Филантропия» («ЭиФ»), есть большая гуманитарная цель — создание культурного образа, культурного бренда для жителей города, прорастание в них идеи, что они живут в культурном городе. То, что естественно, например, для жителей Санкт-Петербурга, культурной столицы. У Таганрога есть основания для того, чтобы жители гордились своей историей и ее к себе относили. Это одна из самых важных, верхнеуровневых целей.
Цель, относящаяся к среднему горизонту планирования, — насыщение досуга жителей Таганрога большим разнообразием культурных событий, связанных с историей города
и с литературой в качестве части культурного бренда.
Оценка
Эксперты «ЭиФ» в рамках проекта «ЯККИ» опросили жителей Таганрога. По словам социолога Ивана Смекалина, также специалисты изучили результаты онлайн-опроса зрителей, посетивших мероприятия за последние пять лет, участников профессиональной программы, членов команды и партнеров Фестиваля. В рамках оценки, была проведена серия интервью с респондентами из туристической сферы Таганрога: представителями агентств, экскурсоводами, сотрудниками кафе и ресторанов.
Если говорить о цели среднего уровня, то общий вывод оценщиков таков: да, фестиваль способствует обогащению культурной жизни жителей города — горожане стали больше интересоваться литературой и чтением (см. рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов зрителей фестиваля на вопросы анкеты «Насколько Вы согласны с утверждениями, приведенными в таблице ниже?» (в %)
Оценка продвижения к цели высокого уровня — созданию в сознании жителей Таганрога образа города как места с богатыми культурными, литературными традициями — требует продолжения исследований, изучения не только «фотографии», но и динамики мнений и оценок. Уверены, что один из старейших фестивалей страны ждут новые открытия и в литературе, и в оценке влияния на людей!
Справка о проекте
Межрегиональный форум «Яркие краски креативных индустрий», победитель конкурса ПФКИ, — инновационная российская площадка, где в онлайн- и офлайн-режимах собирается и обсуждается передовой международный и российский опыт оценки социального воздействия творческих проектов.
Форум призван разработать рекомендации и подходы, с одной стороны, учитывающие специфику творческой сферы и компетенции ее участников, с другой — принимающие во внимание ожидания финансирующих институтов. Полученные результаты будут способствовать развитию оценочного мышления у инициаторов проектов и предоставят им доступ к набору инструментов (например, к библиотеке результатов, показателей, кейсов) для оценки эффективности и повышения социокультурного потенциала. Над новыми подходами к оценке будут работать профессиональные эксперты, представители регионов, деятели культуры и креативных индустрий, а также участники успешно реализованных проектов, получивших поддержку ПФКИ.