
Вторая Молодежная программа оперных артистов театра «Геликон-опера» и АНО «Арт-Гелиос», получившая поддержку Президентского фонда культурных инициатив, закончилась в конце 2023 года (в настоящее время идет уже третья — это традиционный конкурс театра и фонда). И именно она вошла в число участников масштабного эксперимента по оценке творческих инициатив, который проводится Межрегиональным форумом «Яркие краски креативных индустрий» под патронажем ПФКИ. Общая цель исследования — создать корпус методов, инструментов и библиотек, которые дают возможность оценивать результаты разного уровня (от непосредственных до долгосрочных), а также задумывать и планировать социокультурные изменения, возникающие благодаря творческим проектам.
Программа Геликон-оперы вошла в проект в качестве модельного образца для оценки новаций в области обучения и поствузовской адаптации начинающих артистов к современным профессиональным требованиям. Фактически, «Арт-Гелиос» является инициатором формирования новых возможностей в подготовке оперных исполнителей и его успешный опыт в этом деле должен быть изучен и принят во внимание профессиональным сообществом. В перспективе это поможет не только улучшить традиционные подходы к обучению, но и создать качественный молодой профессиональный резерв, способный сразу влиться в творческую работу.
Такой подход позволит насытить существующий в России дефицит молодых исполнителей с должной профессиональной подготовкой и изменить сложившееся положение, когда между неопытными выпускниками творческих специальностей и уже сложившимися артистами мирового уровня существует объективный качественный разрыв.
"Геликон-Опера", театр с крупной профессиональной труппой, понимает, что квалифицированные кадры нужны всегда, — говорит Ольга Понкратова, Руководитель социокультурных проектов театра «Геликон-опера», участница первой молодежной программы. — Родился проект, целью которого стало повышение квалификации молодых людей, которые еще учатся или только получили высшее музыкальное образование. Ведь каким бы серьезным ни был уровень подготовки студентов, но артист не состоится без практики, а некоторым требованиям невозможно научить в вузе. Молодежная программа погружает бывшего студента в атмосферу театральной жизни, формируя готового профессионала. При этом приобретенные навыки и опыт они могут продемонстрировать своим будущим работодателям, в том числе — указав их в своих резюме».
За время существования проекта «Геликон-оперы» и «Арт-Гелиос» его организаторам удалось сформулировать набор компетенций, который, возможно, в будущем станет профессиональным стандартом для молодого оперного исполнителя в начале творческого пути и поисках работы, а также определенным маркером профессионализма для потенциальных нанимателей. То есть, «готовый» оперный певец должен:
✓ обладать широким репертуаром, который он уже спел на сцене театра, сыграл, вошел полностью в роль, создал роль;
✓ знать все процессы театра, от участия в постановке до ввода в уже существующий спектакль;
✓ обладать полным пониманием своего личного бренда, начиная с того, как нужно правильно одеваться во время своих сольных выступлений, до общения с журналистами и ведения своих социальных сетей.
Фактически, Молодежная программа дает своим выпускникам навыки и четкое понимание, что их ждет на карьерном пути, а работодателю — своеобразную гарантию, что исполнителю можно доверить партии из основного репертуара театра и его не нужно дообучать, тратя время и силы труппы.
Понимая эти границы, оценщики предложили гибридный инструмент опроса и сбора информации, в который входил качественный подход (интервью различных целевых групп), а также количественная оценка — респондентам предлагалось оценить изменения ряда параметров по десятибалльной шкале, а также учитывалось количество трудоустроившихся после программы «Геликон-оперы» (срез с точки зрения удовлетворенности работодателя).
Всего для работы использовалось четыре инструмента:
✓ онлайн анкетирование педагогов (11 человек из 15 всего) и выпускников (16 человек из 20) Программы 2022 и 2023 годов;
✓ выборочное анкетирование зрителей спектакля с участием одной выпускницы программы в главной роли (40 человек);
✓ полуструктурированное интервью по разработанному оригинальному гайду некоторых выпускников прошлых лет и педагогов;
✓ анализ документов, отражающих первоначальный замысел организаторов — положения, заявки в ПФКИ, грантовой отчетности.
Для социологов работа с проектом стала своего рода профессиональным вызовом — не только найти критерии оценки, но и спрогнозировать практические и социокультурные эффекты.
«Если первоначально, в начале оценочного пути, мы оценивали краткосрочные или среднесрочные узкие результаты, то со временем поняли, что можно говорить о каких-то больших изменениях, влиянии проекта, — объясняет Инга Пагава, консультант по оценке благотворительных программ, эксперт АНО «Эволюция и Филантропия» (ЭиФ, экспертной НКО в области планирования и анализа социальных и социокультурных эффектов). — При всей важности насыщения кадрового резерва, это не предел молодежной программы. Я думаю, что через некоторое время можно говорить и о том воздействии, которые она произвела на вкусы наших зрителей и на их культурный уровень в целом. Вот какова перспектива и значимость оценки и масштаб мышления».
Эксперт подчеркивает, что достижение заявленных целей очевидно произошло — рост профессионализма, согласно проведенным опросам, отмечают и зрители, и сами молодые певцы, и педагоги и работодатели — свыше 70 % выпускников Молодежной программы трудоустраивается по завершении подготовки.
Динамика самооценки молодых певцов до и после прохождения Молодежной программы
Независимая оценка Молодежной программы «Арт Гелиос» показала, что разработанный ее авторами подход позволил получить рабочую систему послевузовской подготовки профессиональных оперных певцов, готовых к работе с партиями любой сложности. Подход, предложенный исследователями ЯККИ, дает возможность донорам-грантодателям прогнозировать эффекты такого рода инициатив и способен помочь масштабировать идеи проекта не только на исполнительское искусство, но и на другие сферы культуры.